Собственник бизнеса начинает задумываться о передаче части своих полномочий профессиональному управленцу по нескольким причинам:
- просто сильно устал от многолетней напряженной работы, от того, что мало видит семью и редко отдыхает;
- значительный рост бизнеса, когда в принципе один человек уже не способен контролировать все процессы, особенно, если появляются филиалы или дочерние компании;
- нехватка знаний на определенном этапе развития компании, особенно это может проявится в период кризиса (угроза банкротства или поглощения, падение темпов роста и т. п.).
При этом даже понимая необходимость делегировать часть своих полномочий, часто собственники не готовы психологически довериться наемному директору, ограничивают предоставляемую ему информацию, навязчиво контролируют, слишком ограничивают полномочия, что естественно, не способствует достижению поставленных результатов.
Решением проблемы может стать партнерское соглашение между собственником и директором, в котором необходимо четко определить разделение зон ответственности и полномочий, согласовать принципы работы, формы отчетности директора перед собственником, порядок и периодичность ее предоставления собственнику, порядок взаимодействия собственника и директора с персоналом, порядок разрешения конфликтных ситуаций, порядок расставания в случае необходимости и пр.
P.S. Теодор Рузвельт: «Наилучший руководитель – это человек, которому хватает ума, чтобы подобрать людей, которые сделают то, что ему нужно сделать, и выдержки, чтобы не путаться у них под ногами, пока они это делают».